ГЛЕН ГУЛЬД В РОССИИ В ЖИВОПИСИ И МУЗЫКЕ.
1957
Гленн Гульд. Путешествие в Россию.
7 мая 1957 года, в девятом часу вечера, в Москве на улице Герцена наблюдалось странное явление. С трех сторон к Большому залу консерватории бежали толпы возбужденных людей. Можно было подумать, что там высадился марсианский космический корабль, и люди спешили его увидеть, боясь пропустить малейшую деталь.
В этот вечер в столице СССР играл не просто зарубежный гастролер, а первый канадский музыкант, когда-либо посещавший Советский Союз. Он был почти юношей (ему исполнилось 24 года), и звали его Гленн Гульд.Поскольку это имя мало что говорило советским любителям музыки, в начале концерта зал был наполнен лишь на треть. Однако в перерыве почти все, кто услышал игру пианиста, дружно бросились к таксофонам, звоня своим друзьям и знакомым и призывая их бросить всё и немедленно мчаться на концерт.
Во втором отделении зал был уже переполнен. Концерт закончился
длительной стоячей овацией, не смолкнувшей и тогда, когда в зале погасили свет, а музыкант покинул здание. Билеты на два последующих выступления, состоявшиеся в Зале имени Чайковского 8 и 11 мая, были раскуплены в считанные часы. Кроме того, произошел почти беспрецедентный случай: на сцене выставили дополнительные стулья для зрителей. Несколькими днями позже ситуация почти с точностью повторилась в Ленинграде.
К великому сожалению, этот визит Гленна Гульда в Россию стал единственным, хотя связи с нашей страной он сохранил до конца жизни, поддерживая дружеские отношения со Святославом Рихтером, Мстиславом Ростроповичем и другими музыкантами, а также вспоминая об особенной русской публике, которая принимала его так, как никогда и нигде больше.
Любые сочинения – будь то прелюдии и фуги Баха или фантазии Свелинка, сонаты Моцарта или концерты Бетховена, пьесы Шенберга или Вариации Веберна, – Гульд играл так, как будто они написаны только вчера и им самим, или же, по крайней мере, специально для него – такова была степень слияния пианиста с исполняемой музыкой, его проникновения в самую ее суть. Музыкант почти непрерывно сопровождает свою игру негромким пением, словно наполняет живым дыханием рукописи прошедших эпох, вновь и вновь магически воскрешая их к жизни.
Вот как описывал свои впечатления профессор Г. М. Коган: "С первых же тактов первой фуги из „Искусства фуги" Баха, которой канадский пианист Гленн Гульд начал свой концерт, стало ясно, что мы имеем дело с выдающимся явлением в области художественного исполнения на фортепиано. Это впечатление не изменилось, а только укрепилось на всем протяжении концерта. Гленн Гульд еще очень молод (ему двадцать четыре года). Несмотря на это, он уже сейчас зрелый художник и совершенный мастер с вполне определившейся, резко очерченной индивидуальностью. Эта индивидуальность сказывается решительно во всем - и в репертуаре, и в трактовке, и в технических приемах игры, и даже во внешней манере исполнения. Сплав тенденций классических и экспрессионистских характеризует и интерпретацию Гульда. Она замечательна огромным напряжением мысли и воли, поразительно рельефна по ритму, фразировке, динамическим соотношениям, по-своему очень выразительна; но выразительность эта, подчеркнуто экспрессивная, в то же время как-то аскетична. Удивительна сосредоточенность, с которой пианист „отрешается" от окружающего, погружается в музыку, энергия, с которой он выражает и „навязывает" аудитории свои исполнительские намерения. Намерения эти кое в чем, быть может, и спорны; однако нельзя не отдать должного импонирующей убежденности исполнителя, нельзя не восхититься уверенностью, ясностью, определенностью их воплощения, точным и безупречным пианистическим мастерством - такой ровной звуковой линией (в особенности в пиано и пианиссимо), такими отчетливыми пассажами, такой ажурной, насквозь „просматриваемой" полифонией. В пианизме Гульда своеобразно все - вплоть до приемов. Своеобразна его чрезвычайно низкая посадка. Своеобразна его манера дирижировать свободной рукой вовремя исполнения... Гленн Гульд находится еще в самом начале своего артистического пути. Нет сомнения, что его ожидает блестящая будущность".

"Только огромнейший талант, большой мастер, высокий дух и глубокая душа могут так постигать и передавать "старину" и "сегодняшний день", как это делает Гленн Гульд", – писал Генрих Нейгауз после первого концерта в Москве совсем еще юного музыканта.

Многие из тех, кто был на концертах Гленна Гульда в СССР, признавались, что это событие оказало колоссальное влияние на их жизнь и судьбу, изменило их представление не только о музыке, но и о мире в целом. Однако главной была переоценка ценностей, осознание того, что жизнь есть не только суета и рутина – в ней скрыты подлинная красота и гармония, тайное божественное предназначение, которое трудно выразить словами, но можно явственно ощутить, встретившись с чудом музыки в исполнении гения, каким был Гленн Гульд.
1996
BSA records выпускает двойной CD диск
Таня Стрельбицкая, Роман Виктюк, Глен Гульд
2013
ВРАГИ МАРКИЗА ДЕ САДА / ДРУЗЬЯ РОМАНА ВИКТЮКА
выставка в легендарной галерее современного искусства "Галерее А3"
Однажды ранним летним утром раздался телефонный звонок, и я услышала горячо любимой мною голос Романа Григорьевича Виктюка. Он поведал мне о своём замысле спектакля «Маскарад маркиза де Сада», главная тема которого должна быть посвящена вечному конфликту Художника с Властью. Роман Григорьевич предложил мне написать портреты врагов маркиза де Сада, которые, по замыслу Виктюка, маркиз пишет в тюрьме в состоянии, близком к безумию: изобразив своих врагов, маркиз де Сад поместил их в театральную ложу и разыгрывал пьесу, придуманную им самим.

Я тут же заразилась энергией Романа Григорьевича и погрузилась в исследование современных персонажей, окружающих Художника. Более трёх месяцев работала над циклом «Враги маркиза де Сада»… Изучала лица политиков, чиновников, маньяков…

Так как я была мощно вовлечена в творчество Романа Виктюка, мне хотелось постичь те энергии, которые поддерживают Художника, в данном случае – гения Виктюка. Я погрузилась в судьбы Великих Творцов, которые являются своего рода духовной опорой творчества Романа Григорьевича. В одном из своих интервью Виктюк процитировал Ницше: «Творец – это акробат над пропастью». Эта цитата вполне может послужить эпиграфом судеб и Гарсия Лорки, и Оскара Уайльда, и Жана Жене, и Жана Кокто, и Глен Гульда, и Рудольфа Нуриева… Это те Творцы, те «Друзья Романа Виктюка», портреты которых вошли во второй цикл моих работ.

Таня Стрельбицкая 4.01.2013
May 1957
Glenn Gould in Russia? 1957
The singles include:

1. "Supersonic"
Released: April 11, 1994
2. "Shakermaker"
Released: June 13, 1994
3. "Live Forever"
Released: August 8, 1994
4. "Cigarettes & Alcohol"
Released: October 10, 1994
5. "Rock 'n' Roll Star"
Released: May 1995 (US radio single)
2013
Роман Виктюк и Владимир Иванов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Made on
Tilda