Сад земных наслаждений
Выставка выдающегося деятеля культуры, журналиста, художника, последнего тусовщика оттепели
Игоря Дудинского
из коллекций его друзей, соратников и коллекционеров в ОВЗ города Москвы
с 29 мая по 28 июня 2025 года
в галерее "Китай-Город"
Аннотация:

- ПРИВЕТСТВИЕ.

- КОНЦЕПЦИЯ ВЫСТАВКИ «САД ЗЕМНЫХ НАСЛАЖДЕНИЙ».

- МОДНЫЙ СТИЛЬ. ТВОРЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ.

- ЗАВЕЩАНИЕ ИГОРЯ ДУДИНСКОГО.

- БИОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

- ДОПОЛНИТЕЛЬНО. КУРАТОРСКОЕ РЕШЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ


Автор кураторского текста Лидии Вулох
ПРИВЕТСТВИЕ

Мы - друзья Игоря, создаем эту выставку благодаря любви!

Наш друг обладал невероятной силой Света!

Я не знаю мудрости годной для других,

Только мимолетности я влагаю в стих.

В каждой мимолетности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

Не кляните, мудрые. Что вам до меня?

Я ведь только облачко, полное огня.

Я ведь только облачко. Видите: плыву.

И зову мечтателей… Вас я не зову!

Бальмонт 1902

Игорь Дудинский 31.03.1947-11.06.22 - писатель, художник, тусовщик, секс-символ, веселый журналист, убежденный многоженец, вечно влюбленный романтик.
Наивный мечтатель. Достойный член культового ордена мыслителей-писателей-художников-странников поколения послевоенного андеграунда, проявивших себя в гамбите - все они уникальны прежде всего самим фактом своего присутствия-воссоединения на нашей земле. Все, что они делали, - живое и живет.
Там, в пламени Вечности.
“Гамбит – это жертва, гамбит – это всегда жертва вещественного ради неосязаемого, качества ради темпа, скорости, прорыва; это жертвование материального во имя духовного” - так сказано в предисловии к книге «Московский гамбит» классика отечественной литературы Юрия Мамлеева, где в одном из персонажей он вывел Дудинского. - “Жить только узко-материальными, повседневными интересами, целиком подчиняя себя низшим инстинктам и плоскому рационализму (как бы не было это распространено в современном мире) – противоречит подлинной природе человека, его стремлению понять самого себя, его внутреннему несогласию с собственной «смертностью» и ничтожеством” - снова процитируем книгу, в которой в полной мере рассказывается об этих поисках.

Книгу «Московский гамбит» Дуда считал обязательной к прочтению.

В “Южинском литературном клубе”, в который входил Игорь Дудинский, прекрасно знавший и любивший его "шатунов", исследователей светлых и темных мирозданий на границе границ, вопросы к Раю и Аду задавались, как известно, постоянно.

Поиск выходов вовне был испепеляющим, это чистая метафизика в неопошленном ее смысле.Все это осталось в воспоминаниях, на страницах книг, на картинах. И Игорь был одним из таких утонченных романтиков.



“Я, как и всю жизнь, плетусь за теми, кто мне интересен... А интересны мне одни безумцы. Те, кто без ума от жизни, от разговоров, кто жаждет всего и сразу, кто никогда не скучает и не говорит банальностей... Кто лишь горит, горит, горит, как фантастические свечи в звездном небе…”

Ищите самых умных по пивным,

а самых гениальных по подвалам,

и не ропщите — вся земля есть дым,

а смерть как пропасть около обвала.

И в мире не завидуйте красе

и власти не завидуйте — что проку?

Я умер на нейтральной полосе,

где Сатана играет в карты с Богом!



Леонид Губанов(1946 - 1983), друг Дудинского.

"Я как и всю жизнь, плетусь за теми, кто мне интересен...

А интересны мне одни безумцы.

Те кто без ума от жизни,от разговоров, кто жаждет всего и сразу,кто никогда не скучает и не говорит банальностей...

Кто лишь горит, горит, горит, как фантастические свечи в звездном небе..."


Дж. Керуак, "В дороге" 1951 г.


Ты, поклонник Серебряного века, самый молодой среди всех, - “юность” Южинского, ученик Магистра, соблазнённый танцами мироздания. Обнимаем тебя. Ты - последний. И ты ушел к Ним.


Наш Игорь покинул грешную землю, в полном соответствии с его мистико-религиозными воззрениями, накануне дня Сошествия на апостолов Святого Духа. Огонь, сошедший на апостолов в виде огненных языков, дал им способность говорить на неизвестных им языках.

Вот такие параллели.

КОНЦЕПЦИЯ ВЫСТАВКИ

Прежде всего мы хотим сосредоточится на его персоне как на выдающемся знатоке литературы, ведущем нас к его духовным учителям, чтобы тайное при его милостивой помощи стало явным. Благо у нас есть огромный материал, оставленный нам - благодарным потомкам, беспечным малюткой Ду.


Название выставки “САД ЗЕМНЫХ НАСЛАЖДЕНИЙ” Игоря Дудинского - это отсылка к озорной высмеивающаей комедии Шекспира «Бесплодные усилия любви», о которой НЕСПРОСТА рассказывает духовный учитель Дуды, Евгений Всеволодович Головин (которого Игорь считал гением) - очень многое будет понятно о Дуде благодаря этой философсĸой пьесе, и не зря именно Головин ее ĸоснулся в ĸонтеĸсте своего времени. А Дуда был абсолютным человеĸом времени.


Извечная война мужчин и женщин является единственной темой этой пьесы, написанной в середине 1590-х годов. Уильям Шекспир осуждает людей, прилежно занимающихся науками, потому что все эти науки сами мертвы. А вот тех, кто познаёт науки через жизнь, через радости плоти любовь и страсть – молодцы. В духе великих гуманистических идей Ренессанса женщины представлены здесь в таком ореоле, что их благосклонность является недосягаемым счастьем!


Наш Игорь, подобно единственному живому персонажу комедии Бирону, всегда произносил вдохновенное славословие любви, вместо абстрактных мудрствований и холодной метафизики. Любовь к женщине была для него единственным живым источником всякой мудрости, всякого знания, истинным огнем Прометея. Он - один из тех немногих, кто был способен наиболее искренне и пылко чувствовать. И отсюда у него всегда была пламенная вера в то, о чем он говорил - о торжестве жизни, о правде чувства, о радости реальной действительности, перед которой исчезают все метафизические призраки. Пусть порой слишком наивно и идеалистически.

Дуда и подобные ему представители его поколения по всему миру призвали всех бросить всякую чепуху и игнорируя агрессивность цивилизации, творить и просто любить друг друга!

МОДНЫЙ СТИЛЬ ДУДИНСКОГО: ТВОРЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ.

Не стоит сегодня со всей серьезностью оценивать художественный уровень его произведений, равно как и утопические теории, доходящие порой до абсурда. Его художественные выкрутасы - это часть того калейдоскопа, того артефакта, коим, собственно, Дуда и являлся - он сам в духе и плоти был воплощением искусства. И эти его плоть и дух периодически засасывало то в одни, то в другие водовороты различных головокружительных событий ХХ века. Поэтому все, что наш эксцентричный Enfant terrible из себя абсолютно естественно исторгал, парадоксально как прекрасное, так и одновременно ужасное, достойно равноценного внимания.

В частности, в его картинах он неосознанно стремился передать энергию молодости и драйва подпольной жизни - они стали свидетелями и вестниками времени. В их стилях мы найдем все то, что происходило в эти же годы у его поколения экспериментаторов по всему миру - опыты уличного искусства и медитативного опыта, обращение к теме абстрактного искусства и фракталов. Касаясь как психоделической, так и научной эстетики. Познание всяческих наук, космоса и философии человеческого существования рисует картину того, что по сути не поддается записи, нематериально. И многие представители его поколения делали это одновременно по всему миру, даже не задумываясь о ценности этих опытов в глазах профессионального сообщества, да и вообще кого бы то ни было.

В одной из серий картин автор использует концепцию лучистой энергии как визуальной формы, с помощью которой он сообщает о своем стремлении раскрыть таинственную запредельную субстанцию, из которой, как говорит его опыт, состоим мы и все воспринимаемое. Важно отметить, что направления духовных поисков у искателей его круга расширялись во все стороны, при этом характерная черта Дуды именно как московского тусовщика - Москва метафизическая; в его работах она предстает как одно из действующих лиц.

Поэтому в некоторых картинах серии мы угадываем подобия куполов. Чего, естественно, не могло быть у его единомышленников по всему миру. Это одна из иллюстраций к “московской мифологии” Игоря. А вот в серии “Садов” мы - напротив- безошибочно узнаем причудливые коллажи и веселую символику миллионов представителей “детей цветов” 60-х-70-х годов. Этот стиль определил мировую массовую культуру на несколько десятилетий.

В обстановке абсолютно неприглядной действительности Дудинским были созданы эти супер-яркие, визуально музыкальные вещи на грани китча, чем они вопиюще контрастировали безликой серости и нищете. Проникшись творческой энергией старших товарищей - а были среди них и действительно выдающиеся художники второй половины ХХ века - наш автор, без зазрения совести, играючи экспериментировал в причудливой атмосфере высокой культуры бытия и низкой культуры быта. Просто так, не от большого ума.

Мы любили нашего визионера и любим эти артефакты.

БИОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТЫ

Советский и российский журналист, писатель, арт-критик, художник, редактор, издатель. Родился 1947 году в Москве семье экономиста-международника Ильи Дудинского, внук последнего губернатора города Томска Владимира Дудинского. В творческой среде андеграунда оказался еще в юные годы благодаря коллекционеру Леониду Талочкину, который ввел его в круг южинского неофициального литературного круга. Первые уроки рисования получил в подростковом возрасте от Анатолия Зверева, Александра Харитонова, Дмитрия Калинина, Евгения Рухина.
Основным учителем живописи стал Борис Козлов (1937–1999) — известный неортодоксальный иконописец. Участвовал в подготовке первых официальных выставок художников-нонконформистов. Стал одним из основателей живописной секции при Московском горкоме графиков (Малая Грузинская, 28), возглавил секцию искусствоведения. Посещал так называемые “квартирники” знаменитые поэтические “Салоны серебряного века”. Был другом СМОГистов. В 1978 году открыл в своей квартире салон для любителей современного искусства, где непризнанные авторы могли свободно общаться со своими зрителями. Там же еженедельно устраивались выставки ведущих нонконформистов. Знал практически всех неофициальных представителей творческой богемы. Издатель литературно-художественного альманаха «Мулета».
С 1985 по 1991 год работал ответственным секретарем журнала «Знания — народу» Общества «Знание» РСФСР» В начале 90-х стал профессионально заниматься живописью. Свое направление обозначил как внесознательный реализм. После первых персональных выставок стал сотрудничать с известными арт-дилерами, которые брали произведения Дудинского активно их продавали.
В итоге картины Дудинского оказались в собраниях всех ведущих коллекционеров современного искусства — Талочкина, Нутовича, Алшибая и других. Неоднократно отдавал предпочтение техникам ассамбляжа (создал десятки объектов) и мозаики из ткани. В 2021 году вышла пятая по счёту книга Дудинского «Четыре сестры» (текст для спектакля), режиссер-постановщик Татьяна Стрельбицкая.
Игорь Дудинский.
Последний тусовщик оттепели фильм документалистика Россия 2021
ЗАВЕЩАНИЕ ИГОРЯ ДУДИНСКОГО.

"Духовность я понимаю как полное и беззаветное погружение личности или нации в идею. Почему вдруг заговорили о катастрофе тотальной бездуховности. Да потому что для всех слишком очевиден резкий упадок качества всего, что относится к миру идей и мировоззрения. Деградация происходит по причине вопиющей неспособности современной личности целиком и полностью проникнуться какой-нибудь позитивной страстью и вообще верить во что-то прекрасное.
Увы, мы все дальше отходим от романтических идеалов еще недавнего прошлого. Атмосфера прагматизма вытравила из нас внутренний животворный источник, только благодаря которому и возможна качественная культура. Сегодняшние приверженцы каких-нибудь идей и мировоззрений ведут себя неискренне – притворяются верными адептами, а на самом деле какие из них романтики – одно бабло на уме.
А между тем только романтические личности способны до конца верить в то, что они проповедуют – впрочем, как и отвечать за свои взгляды. Идеолог, человек искусства, духовный лидер должен до конца, со всей страстью проникнуться своим учением – иначе он никогда не будет убедительным, а его отношения с аудиторией навсегда останутся формальными и поверхностными. Что мы и наблюдаем.
Достоевский был страстным романтиком, который каждую свою идею пропускал сквозь сердце и мучительно страдал, когда видел несоответствия своих идеалов с действительностью. Отсюда и масштаб его произведений. И такие романтики в России были типичным, массовым явлением.
Романтическое мироощущение в разные эпохи может проявляться по-разному. Главное – градус одержимости. Великим примером служит серебряный век – когда экстаз и напряжение русского романтизма достигли апогея. Россия в прошлом веке не раз переживала всплески романтизма. Последний, оставивший след в нашей культуре, пришелся на шестидесятые годы. Именно тогда появились последние истинные духовные учителя. К сожалению, они все покинули нас один за другим, оставив нам выжженную пустыню.
«Знаю твои дела – ты ни холоден, ни горяч. О, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Так написано в самой главной книге мира. Увы, нам выпала участь жить в эпоху абсолютно теплых людей.
Лично для меня важно, что будет с Россией дальше. Тешу себя мыслью, что Россия – сама по себе гигантский аккумулятор духовности, абсолютно самостоятельный организм, который живет и будет жить своей жизнью. Вот увидите, что я прав”.
КУРАТОРСКОЕ РЕШЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ:


- Тексты ниже будут разбиты на разделы и последовательно размещены на стенах между сериями картин или под ними.

- Сравниваем высокое и низкое, модное и классику, откровенный китч и утонченную гениальность прошлого, рассказываем о красивом и страшном, дабы показать многогранность парадоксальность этого художника ХХ века.

- Раскрыть внутренний мир Дудинского - робкие попытки коснуться не только вершины айсберга помогли нам больше узнать о нем, как об интеллектуале - на выставке планируется размещение некоторых стихов наших классиков поэзии Серебряного века - Бальмонта, Иванова, Анненского, которых любили духовные учителя художника, вдохновляли его как чувственного мыслителя на протяжении всей жизни, многое он читал нам наизусть.

- На выставке планируется несколько веселых иллюстраций-примеров современников Дуды со всего мира, дабы передать их тождественность и дух времени.
- Возможно будут представлены работы дочери художника, режиссера Валерии.

- Фотографии нас и других друзей Игоря, наши воспоминания о нем и его самого на видео.

- Немного дизайна.

- На выставке вы услышите редкие музыкальные экспериментальные композиции, которые возможно в молодости слышал и наш герой.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО. ПОЭЗИЯ.

* Выбор

Будь свободным, будь как птица, пой, тебе дана судьба.
Ты не можешь быть как люди, ты не примешь лик раба.

Ежедневный, ежечасный, тупо-скромный, скучный лик,
Это быть в пустыне темной, быть казненным каждый миг.

Ты не можешь, ты не можешь, – о, мой брат, пойми меня, –
Как бы мог ты стать неярким, ты, рожденный от Огня.

Это – страшное проклятье, это – ужас: быть как все,
Ты свободный, луч, горящий в водопаде и в росе.

Ты порою мал и робок, но неравенство твое –
Жизнь стихии разрешенной, сохрани в себе ее.

Ты сейчас был мал и робок, но судьба тебе дана.
Вот ты вспыхнул, вот ты Солнце. Вся лазурь твоя, до дна.

Констатин Бальмонт 1903 г.


GLI SPIRITI DEL VISO.

Есть духи глазъ. Съ куста не каждый цвѣтъ
Они вплетутъ въ вѣнки своихъ избраній;
И сорванный съ ихъ памятію ранней
Сплетается. И судъ ихъ: Да, иль: Нѣтъ.
Хоть преломленъ въ ихъ зрящихъ чашахъ свѣтъ,
Но чистъ кристаллъ эѳироносныхъ граней.
Они — глядятъ: молчанье — ихъ завѣтъ.
Но въ глубяхъ дали грезятъ даль пространнѣй.
Они — какъ горный вкругъ души туманъ.
Въ ихъ снахъ правдивъ явленія обманъ.
И мнѣ вѣстятъ ихъ арфы у порога,
Что радостенъ въ росахъ и солнцѣ лугъ;
Что звѣздный сводъ — созвучье всѣхъ разлукъ;
Что міръ — обличье страждущаго Бога.


Вячеслав Иванов 1904 г.



Аметисты
Глаза забыли синеву,
Им солнца пыль не золотиста,
Но весь одним я сном живу,
Что между граней аметиста.
Затем, что там пьяней весны
И беспокойней, чем идея,
Огни лиловые должны
Переливаться, холодея.
И сердцу, где лишь стыд да страх,
Нет грезы ласково-обманней,
Чем стать кристаллом при свечах
В лиловом холоде мерцаний.

Иннокентий Анненский 1909 г.

Второй вариант стихотворения, опубликованный в посмертном издании 1923


Команда

"Сад земных наслаждений"
  • Владимир Иванов
    Руководитель проекта
  • Инна Березкина
    Директор ОВЗ города Москвы
  • Лидия Вулох
    Куратор
  • Таня Стрельбицкая
    Художник
  • Валерия Гай Германика
    Режиссер
  • Василиса Литвинова
    Куратор, коллекционер
  • Юрий Ланглебен
    Художник
  • Евгения Дебрянская
    Коллекционер
  • Игорь Верещагин
    Фото Художник
  • Екатерина Дудинская
    Коллекционер
  • Виталий Копачев
    Художник
  • Александр Миронов
    Коллекционер

  • Пахом
    Художник, коллекционер
  • Андрей Цунский
    Журналист
Made on
Tilda